Saturday, March 14, 2020

Про Рок-I.

Нет, я не про который "рок судьбы" а про музыку. Точнее "рок-музыку" как её понимают в России. Сразу оговорюсь--я тоже был юным и тупым. Но вот моему поколению повезло в том смысле, что мы застали именно 70-е в Западном роке, когда он остепенился, а-политизировался в значительной степени, офилософился после наркотического угара (и, если честно, далеко не всегда хорошего умения играть или писать музыку) 60-х и начал играть именно феноменальную и виртуозную музыку, а не просто петь песни. Конечно, мы обязаны преклонить колени перед Битлами, давшими старт тому, что сегодня называется концептуальными альбомами с их Сержантом. Но, в конечном итоге, именно появление Кинг Кримсона и Зеппелин трансформировало "музыку бунта" 1960-х в новое тотально легитимное направление, которое и подарило нам в 1970-х и частично 1980-х живую классику развитого пост-военного индустриального мира. Hет, конечно же, был раньше и Джаз и припадание на Би-Боп Майлза Дэвиса, Дэйва Брубека, Колтрейна или даже Чик Корею случалось даже среди моего поколения в среде наиболее "продвинутых" нас, кто не хотел слушать Высоцкого, "иммигрантов" с их кабацким блатняком, и немного подустал от песен Пахмутовой и Яна Фрэнкеля, песен, которые заставляют выглядеть "современных" песенников как рабитый в хлам Первый Жигуль на фоне новенького Феррари или Т-14 Армата, на крайний случай.  

Но в целом, мы, это тем кому сегодня под 60, были облагоденствованны двадцатью (или около того) годами реальных талантов и реального, а иногда и выдающегося искусства. Ну не станет же кто-нибудь спорить с тем, что Пинк Флойдовская The Dark Side of the Moon--шедевр музыки ВНЕ жанров и эпох. Ну говорил же никто иной как покойный Джон Лорд о музыке Дип Пёрпл (Дю Папил;) и я цитирую:"Мы также легитимны как и любая музыка Бетховена." Нет, конечно же, были и дурики, типа Лестера Бэнгса, почему то считающегося лучшим рок-журналистом поколения (почему--это отдельная песня), который заявил в своё время на страницах Роллинг Стоун, что Обратная Сторона Луны--это "посредственная попытка" писать настоящую рок-музыку. Ну и кто сегодня знает, кто такой это Лестер Бэнгс. Впрочем Роллинг Стоун не привыкать давать трибуну тривиальным бездарям, вроде вечно обкуренного дурачка Артемия Троицкого, который по случайному стечению обстоятельств одно время считался основным Советским "знатоком" рок-музыки. Ах да, про Советские времена.

Начнём издалека--вся наша жизнь это последовательность непрерывныхб каждодневных и даже каждоминутных сравнений. В физике, это называется измерением, только в физике всё это происходит относительно некоего эталона. В искустве--это несколько сложнее, потому что включается стохастический механизм личных пристрастий, или, как говорят многие--о вкусах не спорят. Я начну с того, что данное заявление о том, что не спорят--это полнейшая чушь. Спорят, и ещё как. Об этих вкусах не спорят только в релятивистких обществах, например на современном Западе, отсюда и засилие педерастии, содомии и кретинизма. Каким образом ещё не пришли к признанию художественного пердежа в качестве искусства остаётся только гадать, впрочем--возможно уже скоро. Так вот, в СССР 1970ых реальной рок музыки, если только она не была написана Тухмановым или Зацепиным, как таковой не существовало. Да, да, я читал книгу Кушнера о 25ти важнейших рок магнитоальбомах СССР, но там очень много непонимания с его стороны о том, что такое рок музыка и почему только к 80ым в Союзе начали появляться реальные рок группы и даже некоторые из них наконец-то могли были быть сраниваемы с лучшими Западными. Ответ начнём отсюда:

1. В СССР не умели играть блюз--основы рок музыки.
2. Ну не было в СССР хороших гитар и, самое главное, Хаммонда Б3 с Лесли (вращающийся динамик), который определили во многом звук настоящего рока. 

Вот послушайте двух гигантов--усопшего Джона Лорда из Deep Purple на Хаммонде с Лесли и Рика Уэйкмэна из Yes на его Муге--играющими то, что лежит в основе реального рока. Как вы сами понимате, играть Боря Гребенщиков и его Аквариум или Андрюша Макаревич с его Машиной играть не умели (как не умеют и сейчас) и к рок музыке имели отношение такое же как я имею к космонавтике, запихнув бардовскую песню в некие прогрессии, взятые из рок-музыки. 


Не, ну серьёзно, неужели кто-либо думает, что Макаревич может играть блюз? Да перестаньте. Для того чтобы уметь играть рок-музыку (реальную) нужно уметь играть, точка. Играть в СССР в 1970ых то что надо не умели. Как говорил прославленный Дики Бэттс из Аллман Брадерс:"в блюзе у тебя есть четыре ноты и за ними не спрятаться, если тебе нечего сказать". Сказать в СССР в этом смысле было нечего, именно потому что играть не умели да и не было традиции, из которой вырос рок--"корневого" Американского блюза, спасённого Британскими музыкантами в 60-ых под названием ритм-и-блюз. Ну все, конечно же, помнят и Animals, и Rolling Stones, и Cream. Это не мои догадки, это почти прямая речь Би-Би Кинга, признавшего, что Блюз был спасён Британцами. И большинство людей даже с малейшим вкусом понимали, что сравнения были явно не в пользу всей этой подпольной Советской рок-тусовки, которая не смогла бы сыграть даже после годов тренировок так называемые (по аналогии с Джазом) блюзовые гринбэки (стандарты), вроде вот этого:

А ведь это Эрик Клэптон, известный как "Медленная Рука". Так что ничего Советская рок-тусовка не могла противопоставить мощнейшему потоку Западного рока, кроме бесепомощных подражаний и.... заумных текстов. Да и в официальном поле, теже Машина Времени или Аквариум были бы снесены со сцены если бы им пришлось играть, например, с вполне политически корректным Ариэлем, который  в 1977-78 годах вторые отделения своих концертов играл не что-нибудь а Таркус Эмерсона, Лейка и Палмера, ставя на уши (в моём случае это был концерт 1977 на фестивале Крымская Весна в ДОФе КЧФ в Севастополе) залы и даже дополнительные наряды милиции не могли ничего поделать с ревущими залами, которые не желали сидеть на своих местах, в соответствии с Кодексом Строителя Коммунизма. Так, но ведь Таркус--это же сложнейшая вещь от одинх из отцов Прогрессивного Рока? Т.е. играть всё-таки умели? Да, умели, но не в рок-тусовке, а в Советских ВИА где худо-бедно играли и пели люди, которые имели академическое музыкальное образование. Ариэль пел и играл так, что было совершенно не стыдно. Впрочем, как и за Песняров, которые прошли очень успешную обкатку на туре по США. Могли, могли играть. 

И вот тут личное, я помню слушая впервые Машину с её Солнечным Островом (попытки играть блюз) или Садом, ну и эстрадные шлягеры вроде Поворота невозможно было избавиться от конфликта патриотизма, что всё-таки это было своё, и от понимания того, что музыка и исполнение были жалкой пародией на мощнейшее здание Западной рок-музыки, которая была эталоном. Ну это до того момента пока не появился Автограф Саши Ситковецкого. Это было в 1980 и впервые в моём (лично моём--я пишу о личном) рок-мире произошёл переворот. Советский/русский рок родился для меня и он был настолько хорош, что впервые я мог себе сказать что это было...ну вообщем там был и Genesis, и Yes и что-то совершенно своё, игравшееся на отличном уровне. 

Саня Кутиков из Машины не прошёл в Автограф потому что не мог сыграть партию баса из Пристегните Ремни Безопасности. Как говорится, выводы делайте сами. Я был на Автографе два раза за неделю в Баку в 1982. Автограф  играл в роскошном Дворце Ленина (сегодня Дворец Гейдара Алиева). Это было то, что мы всегда представляли себе как настоящиее рок-шоу где-нибудь в США или Англии. Зал в дыму дымовых машин, невероятной подсветкой с лазером, знаменитые Orange усилители (вспомните О, Счастливчик с Аланом Прайсом и его группой), звук, от которого волосы становились дыбом--это было гипнотическое зрелище. И это был прогрессивный гитарно-синтезаторный рок и блюз, тот самый, настоящий, конкурентноспособный, русский. Автограф играли свои Марсианские Хроники а открывала для них тогда ещё мало кому известная Бакинка с её мужем--Ларка Долина. С тех пор, я побывал на стольких концертах в моей жизни--от Jethro Tull, Yes, Beach Boys, Electric Light Orchestra, Megadeth до хрен знает чего ещё, но те концерты и музыка Автографа--это до сих пор та дверь, которая открылась мне в удивительный мир настоящего русского рока, где есть до сих пор и Автограф, и неподражаемый Урфин Джюс (настоящий, вместе с Треком, Уральский рок, а не бездарный, политически выгодный тогда, Наутилус Помпилиус), и, конечно же Ария, и Гаиновский Круиз, и Чёрный Кофе, и Динамик Кузьмина и Чернавского, и Москва Тухманова (позже Парк Горького) а на сегодня ещё и гениальная музыка Маленьких Трагедий, да и безумно талантливые Браво. Неудивительно, что многие из этих групп и знакомы, и имеют культовый статус на том же Западе (Автограф, Ария, Маленькие Трагедии) и имеют свою нишу. А к чему это я вообще завёл тут про рок музыку? Ах, да--это геополитика и вопрос соотношения современной России  и Запада, который очень любили использовать в качестве эталона ТОГДА. Это вопрос культуры, которая, является цивилизацией. Но об этом позже. 
А пока насладитесь реальным роком. 

Продолжу позже, это задумка для новой книги, так что имейте терпение пока я не выложу все "приводные механизмы"....

No comments:

Post a Comment